Ученые смогли определить истинную форму хромосом

Научным сотрудникам Бабрахамского института (Великобритания) под руководством доктора Питера Фрейзера впервые удалось создать истинный трехмерный портрет хромосомы. Ученые говорят, что в результате научного исследования они выяснили, что мнение людей о том, что хромосомы имеют X-образную форму на самом деле является ошибочным.

В недавно опубликованной статье в научном журнале Nature ученые утверждают, что согласно их исследованиям форма хромосом имеет X-структуру только в тот момент, когда клетки, в которых они находятся, собираются делиться. Когда же процесс деления завершается, истинная форма хромосом становится более сложной и скорее напоминает клубок ДНК.

Команда Питера разработала новый метод визуализации хромосом, который включает новейшую технологию секвенирования ДНК. Затем, используя мощные компьютеры, ученые сложили полученные результаты и создали трехмерный портрет хромосом. Создание новой технологии стало возможно благодаря финансированию проекта со стороны Исследовательского совета биотехнологии и биологических наук Соединенного Королевства (BBSRC), компании Medical Research Council и Института Сенгера.

«X-образная форма хромосомы хорошо знакома многим. Однако наш портрет этой микроскопической нуклеопротеидной структуры показывает, что такая форма свойственна хромосоме лишь в течение определенного отрезка времени — на тот момент, когда клетки собираются делиться», — объясняет доктор Питер Фрейзер.

«Когда большая часть клеток организма заканчивает деление, их хромосомы совсем не выглядят как нечто напоминающее букву X. На самом деле хромосомы, которые находятся в клетках, имеют куда более сложную форму», — продолжает ученый.

Дуглас Келл, глава BBSRC говорит:

«До сегодняшнего дня наше понимание структуры хромосом ограничивали неточные фотографии и схемы, на которых была изображена их X-образная структура до непосредственно самого деления клетки. Истинная же картина поможет нам лучше и больше узнать о том, как выглядят хромосомы во всем многообразии клеток нашего организма. Сложная структура поможет нам лучше понять, как хромосомы взаимодействуют между собой и как контролируются те или иные функции генов».

Добрая